Наследие
Город героев
У Нижнего Новгорода есть несколько неофициальных статусов, среди которых — «Кузница Победы» и «Карман России». В этой главе подробно расскажем про каждый из них.
Начнем с «кузницы» — этой теме был посвящен номер гала-шоу «Конструкторы побед», рассказывающий о вкладе города в разгром фашистов и о важном месте на промышленной карте страны. В прошлом году президент России присвоил столице Приволжья звание «Города трудовой доблести». Местные жители как никто знают, что победа куется не только на полях сражений: каждый четвертый самолет, каждый третий танк, каждый третий автомобиль отправлялись на фронт с нижегородского (тогда горьковского) конвейера. 60% радиостанций и почти каждую вторую подводную лодку на нужды Советской армии поставляли тоже отсюда. Примерно пятая часть всей военной техники, созданной в СССР в годы войны, имеет горьковскую прописку.
В годы Великой Отечественной Горький был мощным промышленным центром страны: здесь базировались несколько крупных предприятий — сегодня это «Красное Сормово», ГАЗ, «Сокол», «Гидромаш». Все они сыграли не последнюю роль в победе над фашистами даже несмотря на то, что те никогда не ступали на нижегородскую землю.
каждый 3-йтанк и автомобиль отправлялись на фронт с нижегородского (тогда горьковского) конвейера
![](/_nuxt/img/img-0-lp-size-m.500e5d5.png)
![](/_nuxt/img/img-1-lp-size-m.43a27b2.png)
![](/_nuxt/img/img-2-lp-size-m.cc72b39.png)
Пострадавший от вражеских бомбежек Горький не переставал обеспечивать фронт всем необходимым: местные заводы быстро подстраивались под новые условия и переводили свое производство на военные рельсы. Например, отец «советских фордов» ГАЗ уже в октябре 1941 года освоил выпуск легкого танка Т-60, а затем и Т-70 с усиленным бронированием и вооружением. В апреле 1942 года последнюю машину запустили в серийное производство, и она стала вторым по численности танком Красной армии. Первые в стране танки построили именно на нижегородской земле — на судостроительном заводе «Красное Сормово» еще в 1920 году. Спустя 14 лет здесь начали производить подводные лодки, и до 1941 года успели выпустить 32 субмарины. В годы войны «Сормово» передало ВМФ СССР еще 27 подлодок. Одна из них — С-13 под командованием Александра Маринеско — стала главной героиней легендарной «атаки века», в результате которой был потоплен германский лайнер «Вильгельм Густлофф».
Но вернемся к конструкторам ГАЗа. Для нужд фронта они разработали легкую самоходно-артиллерийскую установку САУ СУ-76, несколько опытных образцов колесной и гусеничной бронетехники, модернизированный легковой армейский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67Б. ГАЗ выпускал двигатели, минометы, снаряды для «Катюши» и другую продукцию военного назначения. После войны рядовым жителям завод прежде всего известен как один из самых крупных в России производителей легковых автомобилей. Например, в легендарном ГАЗ-21 «Волга» на сцену гала-шоу выехали Алексей Воробьев и Теона Дольникова в номере «Яркие ритмы». Этот автомобиль был в серийном производстве с 1956 по 1970 год. За это время на заводе выпустили почти 640 тыс. экземпляров всех модификаций «Волги», включая комплекты для сборки за границей.
![](/_nuxt/img/img-0-lp-size-m.8bb8827.png)
![](/_nuxt/img/img-1-lp-size-m.181c5b0.png)
![](/_nuxt/img/img-2-lp-size-m.d930d9a.png)
После Великой Отечественной войны на «Горьковском автомобильном заводе» в рекордные сроки освоили выпуск новых легковых и грузовых автомобилей. Уже в 1946 году в серийное производство запустили первый в мире автомобиль с бескрылой формой кузова ГАЗ-М-20 «Победа» и грузовик ГАЗ-51. В 1950 году с конвейера начал сходить представительский седан большого класса ЗИМ, а девять лет спустя — элегантная «Чайка» ГАЗ-13, продержавшаяся в производстве больше 20 лет. В октябре 1956 года из проходной ГАЗа выехала знаменитая «Волга» ГАЗ-21. За «Волгу», «Чайку» и грузовик ГАЗ-52 конструкторы и дизайнеры завода получили Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. В 1981 году ГАЗ выпустил 10-миллионный автомобиль. Сейчас завод специализируется на разработке и производстве легких коммерческих автомобилей, среднетоннажных грузовиков, автобусов, силовых агрегатов и автокомпонентов. Компания лидирует в России по созданию функционального, экономичного и экологичного транспорта для бизнеса, промышленности, пассажирских перевозок, образовательных и медицинских учреждений, коммунальных и пожарных служб, сельского хозяйства.
![Владимир Путин](/_nuxt/img/Putin-lp-size-m.ea1bf8e.jpg)
Владимир Путин
президент России
— Патриотизм, гражданственность и смелость — в крови нижегородцев, как и трудолюбие, деловая смекалка, частная инициатива, инженерные и научные таланты. Здесь родились, как известно, механик Кулибин и математик Лобачевский, здесь шел «знатный торг» на знаменитой ярмарке — одном из крупнейших торговых центров Европы того времени. А Сормовские заводы, запуск первой мартеновской печи стали символом масштабной русской индустриализации XIX и XX веков.
Вернемся ко второму статусу столицы Приволжья — «Карман России». Он тесно связан с Нижегородской ярмаркой, которой посвящен отдельный номер гала-шоу. Крупнейшая ярмарка Российской империи одно время была центром мировой торговли, здесь пересекались важнейшие торговые пути Европы и Азии.
до300тыс. человек
в деньпосещали Нижегородскую ярмарку в середине XIX века. Население Нижнего Новгорода в это время не превышало 40 тыс. человек, а Москва насчитывала 370 тыс. жителей.
![](/_nuxt/img/img-0-lp-size-m.a29b26f.png)
![](/_nuxt/img/img-1-lp-size-m.0b6f071.png)
![](/_nuxt/img/img-2-lp-size-m.c3da108.png)
Торговый комплекс начали возводить в начале XIX века, причем для новой стройки выделили деньги, которые планировали потратить на реконструкцию Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Нижегородская ярмарка не только быстро завоевала популярность среди горожан, но и стала одним из культурных центров России. Она представила соотечественникам лучшие товары с Востока и Запада, а также громко заявила другим странам о собственных народных промыслах и продовольственных богатствах. Кроме того, ярмарка помогла сформировать в России традицию чаепития. Неудивительно, что это грандиозное действо поразило знаменитого британца Люьиса Кэрролла.
![Льюис Кэрролл](/_nuxt/img/Lewis-Carroll-lp-size-m.951c20d.jpg)
Льюис Кэрролл
отрывок из «Дневника путешествия в Россию 1867 г.»:
«Кричали зазывалы, играли шарманки, хмельные мужички плясали под балалайку, слышались звуки из циркового балагана, крутились карусели, а среди движущегося народа грозно возвышались ярмарочные казаки с нагайками, сидевшие на отборных скакунах. Жизнь кипела».
![](/_nuxt/img/img-0-lp-size-m.6707a96.png)
![](/_nuxt/img/img-1-lp-size-m.afbfa9e.png)
![](/_nuxt/img/img-2-lp-size-m.de902ac.png)
Визит автора «Алисы в Стране чудес» нашел отражение и в номере гала-шоу «Нижегородская ярмарка»: знаменитая героиня появляется на ярмарочной площади, где в компании Безумного шляпника и Мартовского Зайца знакомится с загадочной и щедрой русской душой.
![Владимир Кристовский](/_nuxt/img/Kristovskiy-lp-size-m.3698b65.jpg)
Владимир Кристовский
музыкант группы Uma2rmaH
— Нижний Новгород — это наш родной город, где на каждом углу, в каждом доме что-то происходило в нашей жизни: где-то мы работали, где-то влюблялись, поэтому для нас этот город уникальный. Наши любимые места здесь — это все, что связано с верхней частью города и рекой. Верхне-Волжская набережная, Нижне-Волжская набережная, весь старый центр города. Это все прекрасные места, по которым можно просто погулять пешком и получить удовольствие.