Наследие
Город героев
У Нижнего Новгорода есть несколько неофициальных статусов, среди которых — «Кузница Победы» и «Карман России». В этой главе подробно расскажем про каждый из них.
Начнем с «кузницы» — этой теме был посвящен номер гала-шоу «Конструкторы побед», рассказывающий о вкладе города в разгром фашистов и о важном месте на промышленной карте страны. В прошлом году президент России присвоил столице Приволжья звание «Города трудовой доблести». Местные жители как никто знают, что победа куется не только на полях сражений: каждый четвертый самолет, каждый третий танк, каждый третий автомобиль отправлялись на фронт с нижегородского (тогда горьковского) конвейера. 60% радиостанций и почти каждую вторую подводную лодку на нужды Советской армии поставляли тоже отсюда. Примерно пятая часть всей военной техники, созданной в СССР в годы войны, имеет горьковскую прописку.
В годы Великой Отечественной Горький был мощным промышленным центром страны: здесь базировались несколько крупных предприятий — сегодня это «Красное Сормово», ГАЗ, «Сокол», «Гидромаш». Все они сыграли не последнюю роль в победе над фашистами даже несмотря на то, что те никогда не ступали на нижегородскую землю.
каждый 3-йтанк и автомобиль отправлялись на фронт с нижегородского (тогда горьковского) конвейера
Пострадавший от вражеских бомбежек Горький не переставал обеспечивать фронт всем необходимым: местные заводы быстро подстраивались под новые условия и переводили свое производство на военные рельсы. Например, отец «советских фордов» ГАЗ уже в октябре 1941 года освоил выпуск легкого танка Т-60, а затем и Т-70 с усиленным бронированием и вооружением. В апреле 1942 года последнюю машину запустили в серийное производство, и она стала вторым по численности танком Красной армии. Первые в стране танки построили именно на нижегородской земле — на судостроительном заводе «Красное Сормово» еще в 1920 году. Спустя 14 лет здесь начали производить подводные лодки, и до 1941 года успели выпустить 32 субмарины. В годы войны «Сормово» передало ВМФ СССР еще 27 подлодок. Одна из них — С-13 под командованием Александра Маринеско — стала главной героиней легендарной «атаки века», в результате которой был потоплен германский лайнер «Вильгельм Густлофф».
Но вернемся к конструкторам ГАЗа. Для нужд фронта они разработали легкую самоходно-артиллерийскую установку САУ СУ-76, несколько опытных образцов колесной и гусеничной бронетехники, модернизированный легковой армейский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67Б. ГАЗ выпускал двигатели, минометы, снаряды для «Катюши» и другую продукцию военного назначения. После войны рядовым жителям завод прежде всего известен как один из самых крупных в России производителей легковых автомобилей. Например, в легендарном ГАЗ-21 «Волга» на сцену гала-шоу выехали Алексей Воробьев и Теона Дольникова в номере «Яркие ритмы». Этот автомобиль был в серийном производстве с 1956 по 1970 год. За это время на заводе выпустили почти 640 тыс. экземпляров всех модификаций «Волги», включая комплекты для сборки за границей.
После Великой Отечественной войны на «Горьковском автомобильном заводе» в рекордные сроки освоили выпуск новых легковых и грузовых автомобилей. Уже в 1946 году в серийное производство запустили первый в мире автомобиль с бескрылой формой кузова ГАЗ-М-20 «Победа» и грузовик ГАЗ-51. В 1950 году с конвейера начал сходить представительский седан большого класса ЗИМ, а девять лет спустя — элегантная «Чайка» ГАЗ-13, продержавшаяся в производстве больше 20 лет. В октябре 1956 года из проходной ГАЗа выехала знаменитая «Волга» ГАЗ-21. За «Волгу», «Чайку» и грузовик ГАЗ-52 конструкторы и дизайнеры завода получили Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. В 1981 году ГАЗ выпустил 10-миллионный автомобиль. Сейчас завод специализируется на разработке и производстве легких коммерческих автомобилей, среднетоннажных грузовиков, автобусов, силовых агрегатов и автокомпонентов. Компания лидирует в России по созданию функционального, экономичного и экологичного транспорта для бизнеса, промышленности, пассажирских перевозок, образовательных и медицинских учреждений, коммунальных и пожарных служб, сельского хозяйства.
Вернемся ко второму статусу столицы Приволжья — «Карман России». Он тесно связан с Нижегородской ярмаркой, которой посвящен отдельный номер гала-шоу. Крупнейшая ярмарка Российской империи одно время была центром мировой торговли, здесь пересекались важнейшие торговые пути Европы и Азии.
до300тыс. человек
в деньпосещали Нижегородскую ярмарку в середине XIX века. Население Нижнего Новгорода в это время не превышало 40 тыс. человек, а Москва насчитывала 370 тыс. жителей.
Торговый комплекс начали возводить в начале XIX века, причем для новой стройки выделили деньги, которые планировали потратить на реконструкцию Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Нижегородская ярмарка не только быстро завоевала популярность среди горожан, но и стала одним из культурных центров России. Она представила соотечественникам лучшие товары с Востока и Запада, а также громко заявила другим странам о собственных народных промыслах и продовольственных богатствах. Кроме того, ярмарка помогла сформировать в России традицию чаепития. Неудивительно, что это грандиозное действо поразило знаменитого британца Люьиса Кэрролла.
Визит автора «Алисы в Стране чудес» нашел отражение и в номере гала-шоу «Нижегородская ярмарка»: знаменитая героиня появляется на ярмарочной площади, где в компании Безумного шляпника и Мартовского Зайца знакомится с загадочной и щедрой русской душой.